Ссылки для упрощенного доступа

25 Март 2017, Бишкекское время 11:45

Медиасообщество Кыргызстана выступило против законопроекта, предусматривающего дачу разрешения российским телеканалам «Первый канал», РТР и НТВ на размещение рекламы. Высказываются опасения по поводу того, что поток прибыли от рекламы, как при прежних властных режимах, перейдет в одни руки, а местные телеканалы обанкротятся.

Министерство культуры и информации, вынесшее законопроект на обсуждение парламента, воздерживается от комментариев.

Авторы не согласны с изменениями

Жогорку Кенеш 14 декабря в срочном порядке рассмотрел законопроект о внесении изменений в закон о теле- и радиовещании. Среди прочего, там есть поправки, которые предполагают дачу разрешения российским телеканалам на размещение местной рекламы.

Председатель общественного объединения «Журналисты» Азамат Тынаев отмечает, что медиасообщество восприняло эту инициативу как удар по доходам местных телеканалов и информационной безопасности государства:

- Медиасообщество отрицательно оценивает этот законопроект. Если норма будет принята, это станет ударом по финансам местных телеканалов и может привести к их банкротству. Последствием может стать доминирование зарубежных каналов, что угрожает информационной безопасности. Это можно расценивать как заговор против информационной политики государства. Поэтому имя настоящего автора законопроекта неизвестно. Заметно, что они находятся в тени и навязывают этот документ.

В Жогорку Кенеше законопроект тоже вызвал жаркую дискуссию. Один из авторов документа Наталья Никитенко не сумела скрыть своего удивления по поводу того, что закон, концепция которого была принята в первом чтении, поступил на второе чтение в совсем другом виде. Депутаты выразили обеспокоенность по поводу того, что если зарубежные телеканалы получат право на размещение рекламы, местные телеканалы лишатся источника доходов.

Депутат от фракции СДПК Дастан Бекешев отметил, что законопроект отправлен обратно на рассмотрение комитета:

- Там есть много ошибок. Когда мы его разработали и вынесли на обсуждение, таких норм там не было. Нам сказали, что такие изменения были внесены позже по предложению фракции «Республика – Ата-Журт». Мы высказались против и отправили в комитет на рассмотрение.

Лакомый кусок

До 2005 года размещением рекламы на РТР и «Первом канале» занималась компания «Айрек», входившая в медиахолдинг, который в свою очередь принадлежал семье Аскара Акаева. Владел фирмой зять Акаева Адиль Тойгонбаев. Местные телеканалы были лишены прибыли от рекламы.

После марта 2005 года этот бизнес перешел компании «Лента», которая, по некоторым данным, принадлежала Максиму Бакиеву. После апрельских событий 2010 года эта схема была упразднена.

Бывший директор ЭлТР Нурлан Шакиев заметил попытки оживления этой схемы:

- Получение права на размещение рекламы создает возможность брать под контроль огромные финансовые потоки. Поэтому этот законопроект в другой форме намерены внести те самые старые технологи. Здесь замешаны не только большие финансы, но и большая политика. Они намерены оживить схемы, которые в свое время через фирму «Айрек» оставили без прибыли местные телеканалы. Это такие же схемы, как ширшовские в энергетике, которые сконцентрируют поток финансов от рекламы в одних руках.

Исследование компании SIAR показало, что российские телеканалы, входящие в соцпакет цифрового телевещания, популярны среди местного населения. Поэтому желающих разместить у них рекламу найдется немало.

В законопроекте предусмотрено разрешение на размещение рекламы лишь в том объеме, который позволит покрывать расходы на трансляцию телеканалов. Из государственного бюджета на ретрансляцию российских телеканалов ежегодно выделяется 50 миллионов сомов.

ВК

Перевод с кыргызского, оригинал статьи здесь

XS
SM
MD
LG