Ссылки для упрощенного доступа

14 июня 2021, Бишкекское время 09:45

Как международные СМИ освещали события в Кыргызстане в 2010-2013 годы?


Иллюстративное фото.

В этом блоге я хочу поделиться своим анализом освещения событий в Кыргызстане международными СМИ. На основе контент-анализа мной была проанализирована 691 статья с 2010-го по 2016 год включительно всех публикаций в открытом доступе в Интернете.

Эта тема мало изучается исследователями, почти не затрагивается в СМИ. При этом многие эксперты, чиновники задаются вопросом, как улучшить имидж страны за ее пределами. Чтобы понять, что нужно сделать для построения позитивного образа страны, что положительным образом скажется на привлечении инвестиций, а также увеличении потока туристов, необходимо иметь картину того, что инвесторы, туристы, эксперты, исследователи и т. д. читают о нашей стране в авторитетных международных источниках, откуда получают больше информации, какова тональность и тематика публикаций.

Мной было проанализировано с 2011 по 2013-й 368 статей, 75% которых в негативном тоне, 17% - нейтральные и 8% - в позитивном ключе. 65% тем – о политике.

Основные темы публикаций сгруппированы условно ниже:

  • Парламентские и президентские выборы – 62;
  • Арест семьи Бакиевых – 32;
  • Межэтнический конфликт между кыргызами и узбеками – 29;
  • Авиабаза Манас – 19;
  • Российская база – 15;
  • Парламентская система правления в Кыргызстане – 11;
  • Горнорудная компания “Кумтор” – 11;
  • Другое – 189.

Анализ публикаций о Кыргызстане в международных СМИ свидетельствует о том, что события в Кыргызстане освещаются нерегулярно. К примеру, публикации о Кыргызстане в изданиях с мировым именем The Economist (Великобритания) и The Washington Post (США) появляются только несколько раз в году. При этом в качестве новостных поводов выступают высокорезонансные политические события, такие как выборы президента, массовые акции протеста, аресты депутатов и т. д. Во многих публикациях 2010-2013 гг. отслеживается взаимосвязь произошедших событий с нахождением на территории Кыргызстана авиабазы «Манас».

Большой интерес среди международных СМИ был вызван парламентскими выборами октября 2010 года, а также президентскими выборами октября 2011 года. Оба события освещались в позитивном тоне. Международные СМИ охарактеризовали выборы как «большой шаг к демократии». The Washington Post написала, что результаты парламентских выборов стали «сюрпризом» для всех. Тот факт, что националистическая партия «Ата-Журт» попала в парламент, вызвала недоумение среди экспертов, в том время как «Ата-Мекен» набрала меньше голосов, чем ожидалось. Данные факты “свидетельствуют о том, что выборы прошли честно, ведь при использовании любых инструментов фальсификации выборов результаты были бы в пользу партий, участвовавших в свержении Курманбека Бакиева». The Economist, к примеру, подчеркивает тот факт, что президентские выборы октября 2011 года были единственными, в которых не принимал участия действующий президент. Также упоминается факт мирной передачи власти. Об этом можно почитать в статье «Roses for Roza» по ссылке http://www.economist.com/blogs/banyan/2011/11/democracy-kyrgyzstan.

Также в позитивном тоне были подготовлены и опубликованы несколько интервью с бывшим президентом Кыргызстана Розой Отунбаевой. Так, в ее интервью британской газете The Telegraph «Кыргызстан является маяком демократии в самодержавной Центральной Азии« говорит экс-лидер http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/asia/kyrgyzstan/9336616/Kyrgyzstan-is-a-beacon-of-democracy-in-autocratic-Central-Asia-says-ex-leader.html). Отунбаева признает, что проблем много, но над их решением усердно трудятся кыргызстанцы. Однако, несмотря на то, что заголовок достаточно четко дает понять то, о чем было интервью, ракурс, выбранный журналистом больше повествует не о демократии в Кыргызстане, а о том, что события в Кыргызстане стали примером для арабского мира и даже послужили катализатором событий “арабской весны”.

Несколько статей были посвящены возможным «нечистоплотным сделкам», совершенным в рамках контрактов по поставке авиатоплива на авиабазу “Манас”. Ставится под сомнение репутация компаний-поставщиков Mina Corp. and Red Star Enterprises.

Как уже отмечалось выше, большинство статей, посвященных событиям в Кыргызстане, отслеживают связь с авиабазой «Манас», при упоминании которой всегда подчеркивается ее жизненно важное значение в усилиях антитеррористической коалиции.

Так, к примеру, статья в The Economist об отставке премьер-министра Омурбека Бабанова также напоминает читателям о том, что «взятка в виде породистого скакуна» была якобы получена Бабановым от турецкого бизнесмена, имевшего отношение к строительству объекта на территории авиабазы «Манас». The Economist утверждает, что громкие обвинения в адрес Бабанова о том, что он получил взятку, говорят о том, что сделки, связанные с авиабазой, являются «нечистыми», что ранее было отражено в заключении конгрессменов США. Название этой статьи звучит примерно так: «Кыргызстан: от кризиса к кризису».

Общий тон всех проанализированных статей можно охарактеризовать также как к вышеупомянутом заголовке: «Кыргызстан – страна, которая уже более 10 лет испытывает большие экономические трудности и переживает серьезные политические процессы, в большинстве своем связанные с борьбой элит за власть и экономические ресурсы».

Почти в каждой статье упоминается о том, что Кыргызстан пережил две «революции», а также «кровавый межэтнический конфликт» на юге страны, в котором погибли более 400 человек. Также в описании страны есть заметка о том, что Кыргызстан имеет стратегическое расположение и является единственной страной мира, где соседствуют две военные авиабазы - США и России.

Ниже представлено описание на английском языке, которое используется в The Economist: Kyrgyzstan is a small but strategically important country lodged in the centre of Asia, the only one in the world to play host to both Russian and American military bases on its territory. It is also a politically volatile place, which saw the overthrow of two authoritarian presidents, one in 2005 and the other in 2010, in popular uprisings over corruption and nepotism. Both men fled into exile. The ouster of the latter, Mr Bakiyev, left over 80 people dead and around 1,500 injured in the capital, Bishkek. Two months later, in early June 2010, riots broke out between ethnic Kyrgyz and Uzbeks in the southern part of the country, causing the death of over 400 people, most of them Uzbeks.

Читайте в следующем блоге продолжение моего анализа за 2014-2016 гг.

Гульнура Торалиева

Тексты в рубрике «Особое мнение» не отражают точку зрения радио «Азаттык».

XS
SM
MD
LG