Ссылки для упрощенного доступа

2 июня 2020, Бишкекское время 18:15

ОТРК платит за трансляцию Первого канала России


Иллюстративное фото.

Разгорается дискуссия о целесообразности бюджетного финансирования показа российского Первого канала.

Парламентский комитет по бюджету и финансам рекомендовал правительству приостановить бюджетное финансирование распространения сигнала российского Первого телеканала на территории Кыргызстана.

Ряд членов Наблюдательного совета Общественной телерадиокорпорации подвергли критике практику выделения бюджетных финансовых средств для распространения сигнала иностранной телекомпании на территории Кыргызстана - по их мнению, это противоречит национальным интересам страны.

Дипломатическое представительство РФ в Бишкеке распространило специальное заявление, в котором подчеркивает, что ретрансляция Первого канала осуществляется на основе двухсторонних договоренностей и отвечает интересам граждан КР.

Заместитель парламентского комитета по бюджету и финансам Омурбек Абдрахманов против того, чтобы ежегодно из бюджета ОТРК выделялось 50 млн. сомов на распространение Первого канала.

По мнению депутата, у всех иностранных электронных СМИ в стране должны быть одинаковые условия:

- Мы приняли соответствующее решение о приостановлении выделении финансовых средств на эти цели. Примет ли кабинет министров наше решение к сведению или нет, это нам неизвестно. Поэтому мы должны серьезно отнестись к этому делу и остановить финансирование распространения телевизионного сигнала иностранной телекомпании.

Первый канал обязан наравне с другими российскими телеканалами сам платить за трансляцию своих программ. Например, НТС и Пятый канал сами платят за такие услуги. Почему мы должны выделять бюджетные средства для трансляции эфира Первого канала? Почему для них созданы такие условия?


По состоянию на ноябрь 2012 года контрольный пакет Первого телеканала принадлежал российскому государству - 51 %, 25 % - «Национальной медиа-группе» Юрия Ковальчука, остальные акции - структурам Романа Абрамовича. Выручка телеканала в 2011 году составила 28,9 млрд. руб., чистая прибыль - 2,8 млрд. рублей. Вещанием Первого канала за рубежом с 1999 по 2002 гг. занималось ЗАО «ОРТ-международное», а с 2002 года по сей день - ЗАО «Первый канал. Всемирная Сеть», чье вещание охватывает весь мир.

Российские дипломаты в Бишкеке говорят, что трансляция Первого канала идет на основе соглашений от 1996 года. По документу распространение сигнала российской телекомпании было возложено на ОТРК. В самом начале на это дело выделялось 10 млн. 300 тысяч сомов. Почему сегодня эта сумма выросла в несколько раз, никто не может объяснить.

В интервью «Азаттыку» генеральный директор ОТРК Кубат Оторбаев сказал, что они работали на основе вышеупомянутого соглашения, и подтвердил, что сейчас распространение сигнала российского Первого канала на территории Кыргызстана обходится в 50 млн. сомов.

В отличие от Кыргызстана, в соседних Таджикистане и Узбекистане ретрансляция российского Первого канала идет только через кабельные сети.

- В Узбекистане вещание российских телекомпаний идет только через кабельные сети. Ну, еще его могут смотреть те, у кого есть спутниковая тарелка. У кого ее нет, то основной способ доступа – кабельное телевидение. У нас несколько лет назад кабельщикам запретили ретранслировать такие каналы, как ТНТ и РЕН, но Первый вещает неизменно, - сказал в интервью «Азаттыку» независимый журналист из Узбекистана Сид Янышев.

В Казахстане в 1997 году был создан «ОРТ-Казахстан», затем сменивший название на «Первый канал Евразия», который в основном транслирует адаптированные программы российского Первого канала, в том числе с переводом на казахский язык, а также программы собственного производства. Кроме того, по требованию соответствующих законодательных актов Казахстана о средствах массовой информации и об ограничении иностранной доли в электронных СМИ, 20 процентов акций ЗАО «Евразия+ОРТ» принадлежат ОАО «Первый канал» (РФ), а остальные - казахским компаниям.

Пока что у представителей власти в Кыргызстане не хватает политической воли, чтобы предпринять решительные меры по обеспечению информационной безопасности страны. Вот что сказал по этому поводу в интервью «Азаттыку» член Наблюдательного совета ОТРК Илим Карыпбеков:

- По двухстороннему соглашению мы не платим за распространение сигнала российского Первого канала. В нем подчеркнуто, что российский телеканал обязуется делать качественные программы для Кыргызстана. Но я не могу с уверенностью сказать, что в течение этого времени россияне готовили независимые и разносторонние программы.

Мы все знаем, какого рода информация появлялась в эфире этого телеканала во время двух потрясений, приведших к смене власти в стране и во время трагических событий на юге страны 2010 года. Мы были свидетелями того, какое влияние имела их информационная подача тех событий.

Здесь мы существенно проигрывали в вопросах информационной безопасности государства. Поэтому получается, мы еще и платим деньги из собственного кармана за распространение их сигнала.


С 2010 года рекламный блок в эфире российского Первого канала идет только в виде баннеров. Раньше монопольным правом на размещение рекламы в эфире Первого обладали рекламные компании «Айрек» и «Лента», имевшие отношение к ближайшему окружению бывших президентов Кыргызстана.

Представитель Наблюдательного совета ОТРК Карыпбеков в своем комментарии остановился и на этом аспекте:

- Руководство Первого канала пыталось припугнуть тем, что отдадут право на распространение сигнала другим. Они считают, что кыргызская сторона должна взять на себя ретрансляцию, раз размещают свой рекламный блок в эфире Первого канала.

По нашим законам оказывается, что мы не можем вводить ограничение. Поэтому мы должны внести изменения в законодательные акты, регулирующие рекламный рынок в Кыргызстане для его защиты. Так мы сможем отмести все их претензии.


Кстати говоря, в отличие от Первого канала Российская государственная телерадиокорпорация за распространение сигнала своих телеканалов «РТР-Планета», «Культура» и «Вести-24» на территории Кыргызстана ежегодно платит 96 млн. сомов.
AI

Перевод с кыргызского языка, оригинал статьи здесь.

Смотреть комментарии (2)

"Форум закрыт, дискуссию можно продолжить на официальной странице "Азаттыка" в Facebook (Azattyk Media).

XS
SM
MD
LG