Ссылки для упрощенного доступа

23 декабря 2024, Бишкекское время 16:57

Пытки в Жанаозене всё еще трудно расследовать


Боец специального отряда быстрого реагирования стоит на улице в городе Жанаозен 19 декабря 2011 года. Иллюстративное фото.
Боец специального отряда быстрого реагирования стоит на улице в городе Жанаозен 19 декабря 2011 года. Иллюстративное фото.

Евросоюз настаивает на партнерстве с Казахстаном через призму уважения прав человека, говорит в интервью Азаттыку президент европейского НПО «Фонд «Открытый диалог» Людмила Козловска.


Международная неправительственная организация «Фонд «Открытый диалог», базирующая в польской столице Варшаве, мониторит ситуацию в Казахстане с соблюдением прав человека, в частности после событий в городе Жанаозен в декабре 2011 года, когда в результате кровавого разгона демонстрации нефтяников погибли 17 человек, свыше ста ранены.

В интервью Азаттыку президент организации Людмила Козловска и председатель правления Бартош Крамек рассказывают о том, что вокруг заключенных по делу «о беспорядках в Жанаозене» существует информационная изоляция, что невозможно проверить жалобы на пытки, и о том, какие меры принимаются в европейских институтах по отношению к Казахстану.

ПРИЗЫВ РАССЛЕДОВАТЬ ЖАЛОБЫ НА ПЫТКИ

Азаттык: Скажите, что в связи с темой Жанаозена интересует западные политические круги? Есть ли интерес к этим событиям?

Людмила Козловска: Тема в некоторой степени еще больше интересна для Европы в связи с тем, что Казахстан декларировал огромное количество реформ, улучшения, чтобы облегчить участь тех же самых нефтяников. Были определенные изменения, власть постаралась сделать «косметический ремонт»
Президент НПО "Фонд "Открытый диалог" Людмила Козловска дает интервью Азаттыку. Прага, 26 августа 2013 года.
Президент НПО "Фонд "Открытый диалог" Людмила Козловска дает интервью Азаттыку. Прага, 26 августа 2013 года.
в Жанаозене.

Но те люди, которые заявляли о пытках во время суда, сидят в тюрьме, их сроки заключения остались без изменения. Это, прежде всего, Танатар Калиев, Роза Тулетаева и многие другие, которые говорили о пытках и не сломались. Их судьбы являются главным ключевым моментом, которые мы постоянно поднимаем в Еврокомиссии, Европарламенте, в запросах депутатов. Будем стараться, чтобы и парламенты Испании, Италии, Франции поднимали эти вопросы. Не говоря уже о Польше и Германии — там всегда поднимают эти вопросы.

Азаттык: Какие заявления о пытках в Казахстане вы сейчас исследуете?

Людмила Козловска: Мы составили отчет в июне прошлого года. Он актуален. Каждое дело из списка будем дальше расследовать. Наш призыв на международном уровне независимо расследовать заявления об ужасных пытках в Казахстане остается неизменным. Гибель Александра Боженко (убитый
Александр Боженко, убитый свидетель по делу "о беспорядках в Жанаозене". Актау, 26 апреля 2012 года.
Александр Боженко, убитый свидетель по делу "о беспорядках в Жанаозене". Актау, 26 апреля 2012 года.
свидетель по делу «о беспорядках в Жанаозене». — Ред.) абсолютно не расследована. Это яркий пример того, как преследуют людей, которые пожаловались на пытки.

Представители фонда общались с Боженко. Мы встречались с его братом и его коллегами. Мы знаем, что он не мог в два часа ночи пойти за спиртным. Та скорость, с которой провели расследование, и признания людей, якобы совершивших это преступление, не убедительны.

Азаттык: Кто еще в вашем списке тех, кто заявил о пытках?

Людмила Козловска: В основном работники нефтегазового сектора. Те, кто проходил по делу «о беспорядках в Жанаозене». Как свидетели, так и подсудимые. Получаем информацию, к примеру, о членовредительстве в тюрьмах. Но никто из наших наблюдателей не может поехать туда и проверить эту информацию.

ВИДЫ ПЫТОК В КАЗАХСТАНЕ

Азаттык
: О каких видах пыток в казахстанских тюрьмах идет речь?

Людмила Козловска: Самые распространенные — удушение полиэтиленовыми
Роза Тулетаева, бывшая работница компании "Озенмунайгаз", активистка нефтяников. Жанаозен, июнь 2011 года.
Роза Тулетаева, бывшая работница компании "Озенмунайгаз", активистка нефтяников. Жанаозен, июнь 2011 года.
пакетами, насилование железными прутьями, обливание холодной водой при температуре минус 20, минус 30 градусов, подвешивание за волосы к потолку, как было с Розой Тулетаевой. Пытки сексуального характера, массовое изнасилование. Заставляют стоять долго, спать на голом полу, даже на льду. Угрожают изнасиловать несовершеннолетних детей, как было у Танатара Калиева, Розы Тулетаевой. Боженко говорил нам, что его беспощадно побили прутьями, по нему прыгали.

Причем все жертвы называют фамилии тех, кто над ними издевался. По их словам, они часто сами не скрывают своих имен. Это полицейские, сотрудники тюрем или КНБ. Их имена и фамилии прозвучали во время судов, но никакого следствия в отношении них не было.

Бартош Крамек: Поступают угрозы и родным заключенных. Дочь Розы Тулетаевой опасается, что мать не сможет дожить до конца срока заключения. ​Говорит, что она болеет, но нет никакой медицинской помощи. После визита
Бартош Крамек, председатель правления НПО "Фонд "Открытый диалог".
Бартош Крамек, председатель правления НПО "Фонд "Открытый диалог".
миссии адвокатов из Польши Казахстан сделал жест, вызвали врача для Розы Тулетаевой, который порекомендовал какую-то разогревающую мазь. В Казахстане показали нам отчеты некоторых местных наблюдательных организаций, что с ней всё в порядке, но встретиться с ней не разрешили. Причина для беспокойства есть. Роза Тулетаева передала через дочь свои волосы, которые российская экспертиза признала насильно вырванными.

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

Азаттык:
Вы общались с шестью подсудимыми по делу «о беспорядках в Жанаозене», которых в этом году выпустили из тюрьмы после того, как их тюремный срок заменили на условный?

Людмила Козловска: Мы пробовали с ними связаться, но они отказались от комментариев. Мы понимаем почему. Они не хотят обратно в тюрьму.

Мы поддерживаем связь с семьями заключенных. Но не можем назвать их фамилии, они опасаются за себя и своих родных. Жанаозен остается болевой точкой Казахстана. И дальше будет больше таких городов.

С момента принятия приговора нефтяникам в Жанаозене мы вынуждены вести
Подсудимые по делу "о беспорядках в Жанаозене" в суде. Актау, 4 июня 2012 года.
Подсудимые по делу "о беспорядках в Жанаозене" в суде. Актау, 4 июня 2012 года.
по два отчета. Одни идут для опубликования, другие — более расширенные — идут конкретным лицам, которые принимают решения или могут повлиять на ситуацию. Раньше не было проблемы пригласить в Европу кого-то из Казахстана. С большой охотой ездили казахстанцы, но теперь вообще приезжать отказываются, поскольку боятся преследований.

Азаттык: А вы на себе чувствуете какое-то давление?

Людмила Козловска: Да, за нами следят в Варшаве. Нас открыто фотографируют. Они очень хотели показать нам, что следят за нами. Мне звонили под предлогом того, что хотят сообщить важную информацию о Жанаозене. Я согласилась встретиться в публичном месте, но когда пришла, то вопросы мне задавались об Аблязове. Этот человек потом пытался встретиться с польскими политиками.

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

Азаттык:
Западные правозащитные группы призывают мировых лидеров развивать деловые отношения с Казахстаном, не игнорируя вопросы прав человека в угоду интересам транснациональных компаний.

Людмила Козловска: Согласна с такой критикой. Именно поэтому мы настаиваем, чтобы конкретные пункты были записаны в договорах о партнерстве Казахстана с Евросоюзом. Это ключевой документ для Казахстана, президента Нурсултана Назарбаева, потому что престижно иметь договор о
Европарламент занимает однозначную позицию по этому поводу — сначала выпустить политических заключенных, среди них Роза Тулетаева, Вадим Курамшин, Владимир Козлов, Талгат Сактаганов и другие.
сотрудничестве с Евросоюзом. Казахстан борется за этот документ.

Европарламент занимает однозначную позицию по этому поводу — сначала выпустить политических заключенных, среди них Роза Тулетаева, Вадим Курамшин, Владимир Козлов, Талгат Сактаганов и другие. Другое условие — провести реформы в законодательстве, отменить уголовную статью о социальной розни. Но Казахстан заморозил эти переговоры, поскольку не согласен с пунктами по правам человека. Это совпало с выходом резолюции Европарламента по ситуации с правами человека в Казахстане.

Бартош Крамек: Одновременно мы наблюдаем тенденцию, что Казахстан, заблокированный на общем уровне Евросоюза, использует двусторонние соглашения с Испанией, Францией и Италией. Даже заключаются соглашения на местном уровне, то есть с определенными регионами, городами в Европе. Такое соглашение есть у Казахстана с Ниццей во Франции, заключено этим летом перед арестом Мухтара Аблязова.

Больше всего нас поражает, что Европа перестала быть безопасной гаванью для политических деятелей, оппонентов. Видим, что использование механизмов Интерпола и двусторонние договоры показывают, что таких людей могут преследовать и в Европе.

Азаттык: Спасибо за интервью.

Интервью с Людмилой Козловска и Бартошем Крамеком
please wait

No media source currently available

0:00 0:19:42 0:00
Скачать


Казахская служба РСЕ/РС

XS
SM
MD
LG