Ссылки для упрощенного доступа

25 Январь 2020, Бишкекское время 09:40

Ряд сайтов подверглись массированной атаке после публикации расследования


Иллюстративное фото.

В Кыргызстане ряд информационных сайтов подвергся хакерским атакам. Эксперты расценили это как доказательство идущей в стране информационной войны.

DDoS-атаки на кыргызстанские веб-порталы начались вечером 17 декабря. Им подверглись сайты Factcheck.kg, Ecomonist.kg, Kloop.kg, Kaktus.media, Sokol.media, Vb.kg, Knews.kg, Today.kg и Politklinika.kg, которые перестали открываться, либо работали с перебоями. Также пропал доступ к странице «Центра Медиа Развития» Medialaw.kg. Почти все эти интернет-ресурсы незадолго до атаки перепечатали материал, вышедший на Factcheck.kg.

В расследовании, проведенном совместно с центром Bellingcat, продемонстрированы дорогостоящие покупки (брендовые часы, ювелирные украшения и одежда) Уулкан Тургуновой, супруги экс-зампредседателя Гостаможенной службы​ Райымбека Матраимова.

Фото из расследования Factcheck.kg.
Фото из расследования Factcheck.kg.

Авторы статьи изучили профили членов этой семьи в соцсетях и по фотографиям, которые они выкладывали в период с 2015 по 2017 годы (тогда Райымбек Матраимов занимал пост замглавы ГТС), озвучили предположительную стоимость всех этих предметов роскоши. При этом в публикации не утверждается, что вещи Уулкан Тургуновой на фотографиях являются подлинными. Цены на оригинальные экземпляры указаны на официальных сайтах производителей. К примеру, приводится рыночная стоимость внедорожника марки Lexus GX 460, который можно приобрести за 4,5 млн сомов. А приблизительная стоимость часов, которые на одном из фото демонстрирует супруга бывшего чиновника, оценивается в 2,6 млн сомов, а ее наряд - в 200 тысяч сомов.

Общая сумма обнаруженных аксессуаров и одежды, которые выглядят в точности как изделия всемирно известных брендов и марок, по оценкам расследователей, тянет на 24 млн сомов. При этом, согласно официальным декларациям Райымбека Матраимова, в 2015 и 2016 годах он и его близкие заработали намного меньше этой суммы, а именно – 15,6 млн сомов. В связи с этим журналисты задались вопросом, как супруге бывшего государственного служащего удавалось совершать столь дорогостоящие покупки и отдыхать за границей? Сразу после публикации этого расследования сайт Factcheck.kg подвергся хакерской атаке.

Главный редактор издания Болот Темиров связывает начавшиеся DDoS-атаки именно с публикацией данного материала:

Болот Темиров.
Болот Темиров.

– Все началось через два часа после публикации материала о супруге Райымбека Матраимова Уулкан Тургуновой. Атаки продолжались всю ночь. Поэтому мы считаем, что эти действия напрямую связаны с опубликованным расследованием. Потому что с аналогичными проблемами столкнулись и другие сайты, которые перепечатали наш материал.

Такого же мнения придерживается и Дина Маслова – учредитель сайта Kaktus.media, который также атаковали хакеры. По ее мнению, DDoS-атаки, скорее всего, были организованы «специально заточенной под это дело группой»:

Дина Маслова.
Дина Маслова.

– Это планомерно организованная DDoS-атака. Проплаченные специалисты атаковали сайты. И атака достаточно мощная, потому что, например, у «Клоопа» очень мощный хостинг и поддержка специалистов по кибер-безопасности, которые говорят, что атака, конечно, была беспрецедентная. И это достаточно большие ресурсы, то есть организовать такую атаку, нанять хакеров – недешевое удовольствие.​

Общественный фонд «Гражданская инициатива интернет-политики», исследовавший характер этих атак, сообщил, что они продолжаются до сих пор. По его данным, ведутся эти атаки на десять местных сайтов из таких стран, как Россия, Индонезия, Таиланд, Бразилия и Франция, но больше всего - с территории Китая.

Представитель фонда «Гражданская инициатива интернет-политики» Айканыш Иманалиева пояснила «Азаттыку», что такое вмешательство осуществляется через специально созданную сеть под названием «бот-нет»:

– Ну, если очень коротко, то DDoS-атака (Distributed Denial of Service attack) – это отказ в обслуживании. То есть, это попытка полностью или частично вывести из строя интернет-ресурс, чтобы сайт не работал. И если вчера такая атака шла с территории КНР, то теперь анализ показывает, что активность идет из Южно-Африканской Республики (ЮАР).

В последние сутки попытки дискредитации были предприняты и в отношении Радио «Азаттык». В частности, была создана фейковая копия сайта турецкой газеты sozcu.today, где было указано, что якобы расследуется причастность журналистов «Азаттыка» к убийству в Стамбуле китайского предпринимателя уйгурского происхождения Айеркена Саймаити. При детальном изучении технических характеристик страницы выяснилось, что создана она была 17 декабря 2019 года, и тогда же были размещены все материалы на ней. Это было расценено как попытка очернения журналистов «Азаттыка», работавших над серией расследований.

Райымбек Матраимов и его супруга пока не комментируют последнее расследование. Но его брат, депутат Жогорку Кенеша Искендер Матраимов на своей странице в Facebook'е​ высказал мнение по поводу последних событий, где упоминаются он и его родственники:

Искендер Матраимов.
Искендер Матраимов.

– К сожалению, некоторые силы пользуются свободой слова, чтобы растоптать репутацию других людей. Они распространяют лживую информацию о моем брате. Пользуясь тем, что мы молчим, в наш адрес продолжают высказывать разные обвинения, распространяется однобокая информация. Все неудачи Кыргызстана списывают на нас. Не уточнив законы и правила, по которым работает таможенная система, выдают за истину слова человека, который находился в розыске по подозрению в мошенничестве.

Искендер Матраимов добавил, что его семья со временем «докажет лживость распространяемой информации».

Между тем есть и те, кто считает, что неправильно обвинять Матраимовых или кого-то еще, не изучив досконально ситуацию с хакерскими атаками. Один из них - общественный деятель Турсунбек Акун:

– Я не могу согласиться с тем, что все это организовано Матраимовыми. Но, конечно, не может не вызывать подозрений то, что атаки начались после критики в адрес этого семейства. И все же для предъявления обвинений нужны доказательства. А бездоказательно высказывать какие-то предположения было бы неверным.

Вышеуказанные атаки пришлись на период, когда в Кыргызстане усилились обсуждения вокруг журналистских расследований о коррупционных преступлениях.

В мае 2019 года «Азаттык» опубликовал расследование, продолжение которого было проведено совместно с Центром по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) и сайтом Kloop.kg в ноябре и декабре. В них рассказывается о том, как на таможне Кыргызстана годами работали теневые схемы, а из страны различными сомнительными путями были выведены миллионы долларов.

По версии расследователей, к этим операциям мог иметь отношение бывший заместитель председателя Государственной таможенной службы (ГТС) КР Райымбек Матраимов. Сам бывший чиновник информацию, приведенную в расследованиях, отрицает и называет ее клеветой в свой адрес.

9 декабря стало известно, что братья Искендер и Райымбек Матраимовы, их супруги и семейный благотворительный «Фонд имени Исмаила Матраимова» подали в суд на Радио «Азаттык», журналиста Али Токтакунова, а также издания Kloop.kg и 24.kg. С целью защиты своих чести, достоинства и деловой репутации они потребовали взыскать с ответчиков моральный вред, общая сумма которого составила 60 млн сомов.

На основании этого заявления Свердловский районный суд города Бишкека 10 декабря наложил арест на банковские счета СМИ и журналиста в целях обеспечения иска. Это решение судьи вызвало недовольство общественности, из-за чего ряд политических и гражданских деятелей выступили с его осуждением. Но 13 декабря адвокаты Матраимовых подали ходатайство о снятии ареста с банковских счетов ответчиков.

Предварительное судебное заседание по иску Матраимовых назначено на 19 декабря в Свердловском районном суде Бишкека. Дело будет рассматривать судья Жылдыз Ибраимова.

NO

Перевод с кыргызского. Оригинал материала здесь.

  • 16x9 Image

    Бакыт Асанов

    Журналист радио "Азаттык". В 2011 году закончил факультет коммуникаций Кыргызско-Турецкого университета "Манас". С 2011 года сотрудничает с радио "Азаттык". 
     

Смотреть комментарии (2)

"Форум закрыт, дискуссию можно продолжить на официальной странице "Азаттыка" в Facebook (Azattyk Media).

XS
SM
MD
LG