Ссылки для упрощенного доступа

21 Январь 2020, Бишкекское время 03:45

В отношении "ОшТВ" возбуждено уголовное дело


Офис ОшТВ после обыска. 1 февраля 2014 года.

Телеканал ОшТВ обвиняется в разжигании межрегиональной вражды. Руководство телеканала оценивает это как политические гонения и покушение на свободу слова.

Сотрудники Государственного комитета национальной безопасности 31 января провели обыск в редакции телеканала. Журналисты и директор «ОшТВ» до этого уже два раза вызывались на допрос в региональное управление ГКНБ. Директор телеканала Эрнис Кыязов прокомментировал ситуациюрассказал:

- До этого приходил один сотрудник ошского управления ГКНБ, на основании постановления городского суда потребовал предоставить договоры с сотовыми операторами по смс-рекламе, передачи, показанные во время выборов мэра Оша, и заставил написать объяснительную. А в пятницу в 15.00 пришли двое сотрудников спецслужб и сказали, что проведут обыск. Когда я спросил, есть ли у них ордер, они опять принесли постановление суда. Я закрыл кабинет. А они сказали, чтобы я его открыл, иначе они взломают дверь. Во время обыска они никого не впускали и не выпускали. Они тщательно провели обыск и забрали с собой некоторые вещи, как это было во времена НКВД. Это попахивает гонениями и репрессиями.

«Нас обвиняют в том, что мы показывали передачи «Багыт» и «Кун багыт» в поддержку кандидатуры Мелиса Мырзакматова, которые якобы содержали призывы к межрегиональному разделению. Заявление написал ОшГУ. А написал эту бумагу не студент и не преподаватель университета, а ректор Каныбек Исаков. Он является депутатом ошского горкенеша от СДПК. Этим все и объясняется. «ОшТВ» подает только точную и правдивую информацию. Потому что КТР и ЭлТР не дают точку зрения оппонентов власти. В глубине этого лежит большая политика. Конечно, я понимаю, что основная атака направлена не на меня, а на Мелиса Мырзакматова», - подчеркнул Кыязов.

Что говорит ГКНБ?

Как сообщает ГКНБ, в отношении телеканала возбуждено уголовное дело по статье 299 УК КР. «ОшТВ» обвиняется в разжигании межрегиональной вражды. В пресс-релизе спецслужб говорится, что «в период с 8 по 15 января 2014 года во время выпуска телепередач «Багыт» и «Кун Чабыт», транслируемых на телеканале «Ош ТВ», в субтитрах были показаны СМС-сообщения, разделяющие население страны по региональному признаку». Подробнее проинформировал пресс-секретарь ГКНБ Рахат Сулайманов:

- Уголовное дело было возбуждено 29 января. Оно связано с призывами к межрегиональной вражде. По этому делу проведены оперативно-следственные мероприятия. А обыск 31 января был проведен на основании санкции ошского городского суда. Все было в рамках закона. После окончания следствия мы дадим более полную информацию.

Телеканал нарушил этические нормы?

Коллектив ОшТВ намерен обратиться в к омбудсмену, в медиа-организации и к журналистскому сообществу. Ошские медиа-эксперты действия спецслужб расценивают как давление на свободу слова. Эксперт Жылдыз Бекбаева заявила:

- Во времена Акаева, в последние годы правления Бакиева в Кыргызстане устраивали гонения на оппозиционных, не устраивающих властей журналистов. Сегодняшние события нам напоминают о тех временах. Обвинение в разжигании межрегиональной вражды очень серьезное. Журналистское сообщество обратится к ГКНБ. Они должны дать разъяснения.

В последнее время в эфире ОшТВ прошло много смс-сообщений в поддержку Мелиса Мырзакматова. Кроме того, было показано много передач оппозиционного толка. Есть мнения, что телеканал нередко выходит за рамки стандартов журналистики. «Немало тех, кто отмечает, что некоторые выпуски новостей телеканала начинались сюжетами с Мелисом Мырзакматовым и заканчивались рассказами о его партии «Улуттар биримдиги», - говорит председатель Координационного совета Центра СМИ в Оше Жылдыз Бекбаева и добавляет:

- Бывало, что «ОшТВ» использовал грязные пиар-технологии. Иногда проходила однобокая информация, не отвечающая нормам журналистской этики. В особенности это усилилось в преддверии выборов мэра Оша. Между ОшТВ и республиканскими телеканалами шла информационная война. Например, если «ОшТВ» критиковал власть, на следующий же день Общественный телеканала показывал сюжет с критикой в адрес Мырзакматова. «ОшТВ» опять отвечает. По таким фактам не обязательно было возбуждать уголовное дело, можно было бы просто уладить вопрос в рамках этического кодекса журналистов. Было бы достаточно того, чтобы медиа-комиссия по рассмотрению жалоб на СМИ рассмотрела вопросы и сделала предупреждения.

«ОшТВ» - одна из крупнейших медиа-структур на юге республики. Ее основатель – местный бизнесмен Халилжан Худайбердиев. До июньских событий 2010 года вещание телеканала велось в основном на узбекском языке. После трагических событий собственники телеканала сменились, вещание стало вестись на кыргызском языке. На бывшего хозяина канала было возбуждено уголовное дело по обвинению в призывах к межнациональной вражде. В данный момент Худайбердиев проживает за рубежом, получив там политическое убежище.

В обществе говорят, что сейчас хозяином «ОшТВ» является бывший мэр южной столицы Мелис Мырзакматов. Худайбердиев ранее тоже заявлял, что Мырзакматов отобрал у него телеканал силой.

«ОшТВ» хотя и вещает на Ошскую, Джалал-Абадскую и Баткенскую области, освещает в основном новости только города Оша.

ВК


Перевод с кыргызского, оригинал статьи здесь

Смотреть комментарии (2)

"Форум закрыт, дискуссию можно продолжить на официальной странице "Азаттыка" в Facebook (Azattyk Media).

XS
SM
MD
LG