Ссылки для упрощенного доступа

29 мая 2024, Бишкекское время 14:55

СМИ подало в суд на СМИ. ЭлТР требует взыскать с «ПолитКлиники» 10 млн сомов


Логотипы ЭлТР и «ПолитКлиники».
Логотипы ЭлТР и «ПолитКлиники».

Государственный телеканал ЭлТР подал в суд на независимое издание «ПолитКлиника», потребовав с ответчика 10 млн сомов в качестве компенсации морального вреда.

Ранее СМИ обвинили друг друга в распространении недостоверной информации по поводу получения государством при новой власти зарубежных кредитов для энергосектора КР.

Помимо этого спора в суде идет также разбирательство между изданиями Kaktus.media и «Вечерний Бишкек». Несколько исков также рассматриваются в связи с ситуацией вокруг радио «Азаттык».

Спор ЭлТР и «ПолитКлиники» дошел до суда

О том, что ЭлТР подал иск к изданию «ПолитКлиника» в Свердловский районный суд города Бишкека, стало известно 20 февраля. Поводом для недовольства госканала стал распространенный 4 февраля в социальных сетях видеоматериал частного СМИ, где было сказано, что «заявление ЭлТР о том, что Садыр Жапаров не брал кредиты на энергетическую отрасль – ложь».

Юрист ЭлТР Азизбек Ибрагимов заявил, что телеканал ранее направил «ПолитКлинике» запрос с требованием удалить материал, опубликованный на страницах издания в соцсетях, но ответа не последовало. По его словам, в связи с этим, ЭлТР 16 февраля был вынужден обратиться в суд, ссылаясь на закон «О защите от недостоверной (ложной) информации»:

‒ У телеканала есть свой устав, согласно которому он и работает. В этом документе написано, что к основным задачам канала отнесено «оперативное информирование телезрителей об общественно-политических, экономических, социальных и иных событиях в Кыргызстане и за рубежом, о чрезвычайных событиях и ситуациях, представляющих угрозу жизни либо здоровью населения, обнародование официальных сообщений, разъяснение решений государственных органов и органов местного самоуправления». И мы публиковали [официальную] информацию по энергетике, которую получили от Министерства финансов и Минэнерго.

Телеканал ЭлТР. Архивное фото.
Телеканал ЭлТР. Архивное фото.

Речь идет о репортаже ЭлТР от 31 января под названием «Кто из президентов набрал больше всего кредитов из-за рубежа на энергетику?». В трехминутном материале приведен перечень займов, которые получил энергетический сектор Кыргызстана в период с 2005 по 2022 годы.

При этом журналист пояснил, что 9 млрд 296 млн сомов было заимствовано при президентстве Курманбека Бакиева. Во время пребывания у власти Розы Отунбаевой эта сумма составила 3 млрд 416 млн сомов, а 98 млрд 700 млн сомов Кыргызстан получил когда главой государства был Алмазбек Атамбаев. Заимствования на энергетику при Сооронбае Жээнбекове составили 26 млрд 300 млн сомов, тогда как при Садыре Жапарове, по информации ЭлТР, на энергосектор не было взято ни тыйына кредитных средств.

В ответ «ПолитКлиника» провела фактчекинг в своей программе «Детектор», собрав данные из открытых источников и с сайтов государственных ведомств. В итоговом материале СМИ заявило о ложности утверждения о том, что «при Садыре Жапарове Кыргызстан не брал займы на энергетическую отрасль». Онлайн-издание отметило, что ЭлТР манипулирует, распространяя недостоверную информацию.

История получила продолжение, когда в ситуацию вмешался заведующий отделом информационной политики администрации президента КР Дайырбек Орунбеков. В частности, он в ответ обвинил «ПолитКлинику» в распространении недостоверной информации. А ЭлТР выпустил еще один репортаж о том, что новая власть не брала зарубежные кредиты на энергетику. Следом последовал ответ от «ПолитКлиники». И вот теперь спор двух СМИ дошел до суда.

«Наше издание «ПолитКлиника» изначально заявляло, что может доказать свою правоту в суде. Но если суд будет справедливым. В таком случае, мы надеемся, что на основании представленных фактов он вынесет решение в нашу пользу. Но насколько беспристрастным будет рассмотрение – это уже другой вопрос...

Дильбар Алимова.
Дильбар Алимова.

«То, что ЭлТР требует 10 млн сомов в качестве компенсации морального вреда, можно назвать давлением на свободные СМИ. Если они хотели доказать свою правоту, могли бы обратиться в Комиссию по рассмотрению жалоб на СМИ. Материал, которым недоволен ЭлТР, на сайте «ПолитКлиники» не размещался. Так как публикация была только на страницах издания в социальных сетях, то оснований для блокировки нашего сайта нет», ‒ подчеркнула главный редактор «ПолитКлиники» Дильбар Алимова.

ЭлТР требует взыскать в общей сложности 10 млн сомов, где 7 млн – претензия к самому изданию и 3 млн сомов – исковые требования к Тыныстану Асыпбеку, журналисту, который и подготовил материал, ставший поводом для подачи жалобы в суд.

В законодательстве КР нет ограничений и точных сумм по размеру компенсации морального ущерба. ЭлТР объясняет размер взыскания тем, что как государственный канал работает с 2005 года, а также сотрудничает с рядом зарубежных государств и других медиаинститутов.

Когда суд приступит к рассмотрению этого дела, пока не известно. Но адвокат Азизбек Ибрагимов сообщил, что ЭлТР уже обратился в Министерство культуры, информации, спорта и молодежной политики КР с просьбой заблокировать сайт «ПолитКлиники».

В Кыргызстане немало случаев, когда политики, и даже президенты подают иски против СМИ и журналистов. Но претензии друг другу предъявляют и сами медиа, что эксперт Айбек Турдалиев считает тревожным знаком:

Айбек Турдалиев.
Айбек Турдалиев.

‒ Это давление на свободу слова. Отношение к свободным СМИ и депортацию журналистов из страны можно воспринимать как орудие властей против СМИ. Но иск госканала к независимому изданию - это тоже давление. В Кыргызстане уже были случаи, когда СМИ судились друг с другом. Но тогда конфликты разрешались удалением спорного материала, его опровержением и примирением сторон. Подача же иска на миллионы сомов означает, что государство использует данный телеканал в своих интересах.

«ПолитКлиника» ‒ одно из немногих независимых и свободных СМИ Кыргызстана, где публикуются новостные и фактчекинговые материалы, расследования, репортажи.

Ранее еще одно СМИ озвучило свои претензии к коллегам по цеху. Речь идет об иске газеты «Вечерний Бишкек» к частному порталу Kaktus.media, по которому с издания требуют взыскать 50 млн сомов. Поводом для этого стал опубликованный Kaktus.media материал, что печатное издание закрывается с 1 января 2023 года, а «у компании многомиллионные долги, которые сделали ЗАО «Издательский дом «Вечерний Бишкек» банкротом». В газете утверждают, что данная информация не соответствует действительности.

Связанные с «Азаттыком» иски

Между тем продолжаются судебные процессы, которые касаются радио «Азаттык». Так, 20 февраля в Ленинском районном суде столицы прошли предварительные слушания по иску Министерства культуры, информации, спорта и молодежной политики КР о прекращении деятельности «Азаттык Медиа» как СМИ.

В ходе заседания юрист Акмат Алагушев заявил, что в иске госведомства юридически неправильно обозначено требование к ответчику и попросил конкретизировать его:

‒ В их заявлении не указано точно, что именно они (Минкультуры ‒ прим. ред.) требуют. Они просят закрыть учреждение «Азаттык Медиа» или закрыть его как средство массовой информации? Это прописано неясно. На предыдущем судебном заседании истец ходатайствовал о назначении экспертизы. Но при этом не было определено, какие именно вопросы должны быть поставлены перед этой экспертизой. Мы просим суд уточнить эти моменты.

В свою очередь судья Чолпон Каримбаева попросила представителей ведомства подготовить вопросы экспертам для проведения экспертизы и конкретизировать свои требования в иске. Следующее рассмотрение дела назначено на 6 марта.

Заседание в Ленинском районном суде Бишкека по делу «Азаттыка». 20 февраля 2023 г.
Заседание в Ленинском районном суде Бишкека по делу «Азаттыка». 20 февраля 2023 г.

Глава Департамента информации и массовых коммуникаций Минкультуры КР Салкын Сарногоева после заседания суда сообщила журналистам, что их исковое заявление будет доработано:

‒ Ответчики заявили, что исковое заявление составлено неточно. Мы доработаем текст нашего иска и направим [обновленный вариант] в суд.

23 января стало известно, что Минкультуры обратилось с исковым заявлением о прекращении деятельности «Азаттыка» в качестве СМИ.

В иске Минкульт указывает, что видеоматериал о конфликте на кыргызско-таджикской границе не удален и распространяется в социальных сетях. Действия «Азаттык Медиа», по мнению истцов, противоречат требованиям Закона «О средствах массовой информации», где в статье 23 говорится о недопустимости пропаганды войны, насилия и жестокости, национальной, религиозной исключительности и нетерпимости к другим народам и нациям.

Ранее ряд международных и местных организаций призвал власти Кыргызстана снять блокировку с сайтов и банковского счета «Азаттыка».

NO

Перевод с кыргызского. Оригинал здесь.

Форум Facebook

XS
SM
MD
LG